THE PROJECT OF THE RUSSIAN FOUNDATION FOR BASIC RESEARCH № 18-05-60036\18

(2018-2021 YEARS):

THE IMPACT OF CLIMATE CHANGE AND FLUCTUATIONS IN THE DEPTH OF SEASONALTHAWING ON THE WATER BALANCE OF SMALL RIVERS OF THE PERMAFROST ZONE OFTHE NORTH-EAST OF RUSSIA
Method of research

The survey involves an area survey of river catchment basins (20-100 km sq) using a network of mapped profiles. The detail of the survey corresponds to the scale 1:100 000 - 1:50 000 (5-10 measurements per 1 km sq). Profiles parallel along the slope with an interval of 750 m, pickets with an interval of 150 m. Profiles parallel along the strike the slope with an interval of 750 m, pickets with an interval of 150 m. Thickening of profiles and observation points is performed in areas with uneven terraced terrain, with signs of active thermokarst and thermoerosion, permafrost heaving. The survey is made during the period of the highest rate of thawing of the active layer (July 5-20).

Observation points are linked to the area using the map and GPS Navigator. At each point, the depth of seasonal thawing is measured with a metal probe 1 m. Several measurements are made in different places: a hummock, a mochazhina, a medallion spot, a peat mound, the results of measurements are recorded in the field book. The humidity of the active layer is measured on the picket using a moisture meter TK100-01 under moss and downy sod at a depth of 15-20 cm. Measurements are made in 3 adjacent places, and the average result is recorded in the description. Humidity is not detected when crossing wetlands. In metal buckets moisture samples are taken on dry and wet tundras from the level of half the depth of thawing from under the peat turf at each 10 picket. The diary describes the location of the observation point: microrelief, soil and vegetation cover, the nature of water flooding, manifestations of permafrost processes, the presence of snow and slope naled. Changes to these conditions are also recorded along the route.

Permafrost research
 
Permafrost-hydrometric survey

 

* - page under construction

Hydrometric observations are made when the profile of watercourses of 2 and 3 orders intersects. The cross section area is measured using a measuring probe and a tape measure in the channel alignment with a stable laminar flow. Then a micro-wrapper measures the speed of water flow, which is stored in the device's memory ("FLOW-MKR", GR-100). Additionally, a portable conductometer (NDS-3, COM-80) and a pH meter (KL-911) determine the mineralization, temperature, and PH reaction of water. The results of all measurements, a detailed description of the valley slope and floodplain streams are recorded in the field diary. When the route crosses small lakes that are watered by thermokarst subsidence, their depth and area are estimated, the presence and nature of runoff, mineralization, temperature and pH-reaction of water are determined, and the brink or edge of water level and depth of the reservoir are measured at a noticeable point on the shore.

Monitoring the depth of seasonal thawing

Observations of the dynamics of the depth of seasonal thawing are divided into interannual multi-year and intra-seasonal annual.

Interannual multi-year observations of seasonal thaw depth dynamics are conducted at the CALM (Circumpolar Active Layer Monitoring: Long-Term Observations of the Climate-Active Layer-Permafrost System) sites and at the sites created within the framework of this project. Sites with a size of 100x100 m are located within the typical terrain forms and facies of landscapes. Sites with a size of 100x100 m are located within the typical terrain forms and facies of landscapes. Measurements are made in early autumn (after the first frost) using a metal probe on a network of 10x10 m. The main task of long-term observations is to compare the long-term climate dynamics, seasonal thawing and water runoff from typical catchment areas and flat river basins in general.

Intra-seasonal annual observations of the dynamics of seasonal thawing are carried out in key areas of the studied catchment areas. Depending on the tasks to be solved, the monitoring frequency can be planned from 5 to 25 days. The density of the observation network, depending on the size of the key area, is set from 120 to 300 points per km sq, which corresponds to the scale of a reliable permafrost survey 1:25 000 - 1:10 000. Measurements are made on the profiles picketed by hangers using a metal probe of 1 m. Observations of the depth of thawing are supplemented by measuring soil moisture with a moisture meter TK100-01 at a depth of 25 cm. The main task of observations is to compare the dynamics of seasonal thawing, the capacity of the above-frozen horizon and slope runoff. Based on the results of monitoring, it is assumed to link the results of observations to the weather conditions of the warm period of the year and the long-term dynamics of seasonal thawing.

Monitoring the temperature and humidity of the seasonally thawed layer

Long-term monitoring of the temperature of the seasonally thawed layer is carried out at CALM sites using automatic loggers data devices manufactured by HOBO ONSET: H08-031-C01, U23-003, U-12. Temperature sensors are located at depths of 25, 35, 45 cm. The temperature is recorded at intervals of 4 hours.

Seasonal monitoring of temperature and humidity is planned in order to solve the following tasks:

1)determination of daily dynamics of temperature and humidity (dew point) of loose clastic deposits on stony slopes in order to assess the conditions of formation of condensation water runoff;

2)determination of daily and decadal dynamics of temperature and humidity of the roof of the above-frozen underground water horizon of gentle tundra slopes in order to assess the dynamics of its formation and infiltration nutrition.

To solve the first problem, it is planned to install 3 sensors in the mountainous effluent of brooks on slopes of various steepness and degree of turfy. In the absence of significant precipitation for 3-5 days, synchronous measurements of temperature and humidity of clastic loose sediments, automated measurements of runoff (speed of water flow in the range) of the of stream runoff catchment area. In parallel, it is planned to monitor temperature, air humidity and atmospheric pressure.

To solve the second problem at the key site of the study of the supra permafrost runoff it is planned to install 3 sensors on the profile in the cross section of the slope: the watershed, the middle of the slope, and the foot of the slope. Temperature and humidity measurements of the seasonally thawed layer are made synchronously with measurements of the water level in the drainage dug holes  located on the profile. In parallel, it is planned to monitor temperature, air humidity and atmospheric pressure. Комбинированные измерения температуры и влажности воздуха производятся с помощью автоматического прибора HOBO ONSET: U23-002. Temperature and humidity sensors are installed at half the thaw depth. The measurement periodicity is 1 hour.

Monitoring of ice content of the seasonally thawed layer

Research is conducted to establish the correlation of the ice content of the seasonally thawed layer with the weather of the summer-autumn period and the spring-summer flow of rivers. Observations are made by direct determination of the frozen seasonally thawed layer, and by geophysical methods (mini WEZ).

 As auxiliary equipment for the selection of ice and frozen ground STS are used: a metal pipe (sampler) 110x2, 8 cm with sharpening in a circle at one end; a wooden ramrod 120x2 cm; a sledgehammer 6 kg on a rigid handle; a locksmith's hammer; a wrench. The ramrod and pipe must be placed in bright paint after 5 cm.

Section seasonally thawed layer

Sampled is advisable to carry out in the established spring weather with an air temperature of +5 - (-5) °C (may - the first decade of June). The sampling profile should be located in the cross of the slope extension within the typical landscapes of the studied catchment areas. Mark the sample points at intervals of 50-100 m depending on the variability of the terrain profile. Sampled is planned to be conducted in the spring of 2018, 2019, 2020, and 2021.

Sampling of the seasonally thawed layer
Sampling of the seasonally thawed layer

Each point is fixed with a marker and GPS coordinates. The sampler is installed vertically and hammered to the required depth (5-7 cm). In this case, the pipe is fixed to half the length with a wrench and rotated during its hammering by 30° in both directions. After the core is taken, the pipe is removed. The core is squeezed out with a ramrod or knocked out with a ramrod and hammer on a clean cloth or plywood sheet, measured with a ruler and Packed in a metal bux with a tight lid. The recommended sample interval is 15-45 cm.

Then, in the laboratory, the bux is weighed, with the lid open, and dried for 2 hours in a drying Cabinet at a temperature of 105 °C. After cooling to room temperature, the bux is weighed again. Taking into account the weight of the empty bux (determined before the start of testing), the weight difference is calculated, the weight of the ice content of the sample is calculated (total humidity - Wtot):

            (M1-M2)

Wtot =                  *100%

            (M1-Mb)

, where М1 - is the initial mass of the sample, М2 - the mass of the dry sample, Mb  - is the mass of the empty sample.

And the volume ice content of the sample is calculated (Ii):

            M1-M2-Mb

     I=                      *100%

           ρ2pR²h

               1

  W=                     M1i-M2i-Mbi

           2pR² 

  n

å

  1

, where ρw - is the water density, R - is the radius and h - is the core length. КIn addition, it is advisable to calculate the amount of water in the STS at the sample interval in liters per 1 m sq and mm of layer. For example, to calculate the water layer in mm (Wh) the formula is convenient:

, where the core parameters are set in meters and the sample weight in kg.

The method of estimating ice content by geophysical methods is described in the section "Geophysical research".

Geophysical survey
 

Geophysical methods are used as auxiliary methods for solving hydrological and hydrometric problems.

It is planned to use geolocation methods to determine the size of underflow taliks and select a location for organizing hydrometric alignments. To determine the ice content of the seasonally thawed layer and the underlying frozen sediments, resistance methods (vertical electric sounding and electric profiling) will be used.

Geolocation methods

We have worked out the technology of applying the method of subsurface geo-radar sounding to study the deep structure of the channel and floodplain of small rivers in the study of the rivers Kazachka, Kolby, Bystraya in 2012-2014. The effectiveness of the method is due to the contrast for electromagnetic sensing of the borders of frozen, thawed and water-saturated alluvium of rivers. The depth of the underflow talik of the Kazachka river estimated by results of georadolocation in 16 m is confirmed by drilling, according to which the depth of the talik is determined in 15 m.

ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ № 18-05-60036

 (2018-2021 ГОДЫ):

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И КОЛЕБАНИЙ ГЛУБИНЫ СЕЗОННОГО ПРОТАИВАНИЯ
НА ВОДНЫЙ БАЛАНС МАЛЫХ РЕК КРИОЛИТОЗОНЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
Методы исследования

Съемка предполагает площадное обследование водосборных бассейнов рек (20-100 км²) по сети, вынесенных на карту профилей.  Детальность обследования соответствует масштабу 1:100 000 - 1:50 000 (5-10 измерений на 1 км²). Профиля параллельные по простиранию склона с интервалом 750 м, пикеты с интервалом 150 м. Сгущение профилей и точек наблюдения производится на участках с неровным террасовидным рельефом, с признаками активного термокарста и термоэрозии, мерзлотного пучения. Съемка производится в период наибольшей скорости протаивания деятельного слоя (5-20 июля).

Точки наблюдений привязываются на местности по карте и по GPS навигатору. На каждой точке металлическим щупом 1 м измеряется глубина сезонного протаивания. Производится несколько замеров в различных местах: кочка, мочажина, пятно-медальон, торфяной бугор, результаты измерений фиксируются в полевой книжке. С помощью влагомера ТК100-01 на пикете измеряется влажность деятельного слоя под моховой и пушицевой дерниной на глубине 15-20 см. Измерения производятся в 3-х смежных местах, в описании фиксируется средний результат. При пересечении заболоченных участков влажность не определяется. На каждом 10 пикете на сухих и влажных тундрах с уровня половины глубины протаивания из под торфяной дернины в металлические бюксы отбираются пробы на влажность. В дневнике дается описание местоположения точки наблюдения: микрорельеф, почвенно-растительный покров, характер обводнения, проявления мерзлотных процессов, наличие снежников и склоновых наледей. Также фиксируются изменения этих условий по ходу маршрута.

Мерзлотные исследования
 
Мерзлотно-гидрометрическая съемка

​​

* - страницы в разработке

При пересечении профилем водотоков 2 и 3 порядков производятся гидрометрические наблюдения.  В створе русла с устойчивым ламинарным потоком с помощью мерного щупа и рулетки измеряют площадь сечения. Затем микровертушкой измеряют скорость водного потока, которую сохраняют в памяти прибора ("ПОТОК-мкр", ГР-100). Дополнительно портативным кондуктометром (NDS-3, COM-80) и pH -метром (KL-911) определяют минерализацию, температуру и pH реакцию воды.  Результаты всех измерений, подробное описание бортов долины и поймы ручьев заносят в полевой дневник. При пересечении маршрутом небольших озер, обводненных термокарстовых просадок оценивается их глубина и площадь, определяется наличие и характер стока, минерализация, температура и pH-реакция воды,  в приметной точке берега  ̶  измеряется уровень уреза воды и глубина водоема.

Мониторинг глубины сезонного протаивания

Наблюдения динамики глубины сезонного протаивания подразделяются на межгодовые многолетние и внутрисезонные годовые.

Межгодовые многолетние наблюдения динамики глубины сезонного протаивания ведутся на площадках CALM (Circumpolar Active Layer Monitoring: Long-Term Observations of the Climate-Active Layer-Permafrost System) и на площадках, созданных в рамках настоящего проекта. Площадки размером 100х100 м располагаются в пределах типичных для изучаемых территорий форм рельефа и фаций ландшафтов. Измерения проводятся в начале осени (после первых заморозков) с помощью металлического щупа по сети 10х10 м. Основная задача многолетних наблюдений - сопоставление долгосрочной динамики климата, сезонного протаивания и водного стока с типичных водосборных площадей и равнинных бассейнов рек в целом.

Внутрисезонные годовые наблюдения динамики сезонного протаивания проводятся на ключевых участках, изучаемых водосборных площадей. В зависимости от решаемых задач периодичность наблюдение может планироваться от 5 до 25 суток. Плотность сети наблюдений в зависимости от размеров ключевого участка задается от 120 до 300 точек на км² , что соответствует масштабу достоверной мерзлотной съемки 1:25 000 - 1:10 000.  Измерения производятся, по пикетированным вешками профилям с помощью металлического щупа 1 м. Наблюдения глубины протаивания дополняются измерением влажности почв влагомером ТК100-01 на глубине 25 см. Основная задача наблюдений - сопоставление динамик сезонного протаивания, мощности надмерзлотного горизонта и склонового стока.  По итогам  мониторинга предполагается привязка результатов наблюдений к погодным условиям теплого периода года и многолетним динамикам сезонного протаивания.

Мониторинг температуры и влажности сезонноталого слоя

Многолетний мониторинг температуры сезонноталого слоя проводится на площадках CALM с помощью автоматических устройств loggers data производства HOBO ONSET:  H08-031-C01, U23-003, U-12. Датчики температуры располагаются на глубинах 25, 35, 45 см. Запись температуры производится с интервалом 4 часа.

Сезонный мониторинг температуры и влажности планируется с целью решения следующих задач:

1) определения суточной динамики температуры и влажности (точка росы) обломочных рыхлых отложений на каменистых склонах с целью оценки условий формирования стока конденсационных вод;

2) определения суточной и декадной динамики температуры и влажности кровли надмерзлотного горизонта подземных вод пологих тундровых склонов с целью оценки динамики его формирования и инфильтрационного питания.

Для решения первой задачи планируется установить 3 датчика в гористых истоках ручьев на склонах различной крутизны и степени задернения. В период отсутствия значимых атмосферных осадков в течение 3-5 суток будут проведены, синхронные замеры температуры и влажности обломочных рыхлых отложений, автоматизированные измерения стока (скорости водного потока в створе) ручья водосборной площади. Параллельно планируется вести мониторинг температуры, влажности воздуха и атмосферного давления.

Для решения второй задачи планируется на ключевом участке изучения надмерзлотного стока установить 3 датчика на профиле в крест простирания склона: водораздел, середина склона, подошва склона. Измерения температуры и влажности сезонноталого слоя производить синхронно измерениям уровня воды в дренажных шурфах размещенных на профиле. Параллельно планируется вести мониторинг температуры, влажности воздуха и атмосферного давления.  Совмещенные измерения температуры и влажности проводятся с использованием автоматического устройства HOBO ONSET:  U23-002. Датчики температуры и влажности устанавливаются на половине глубины протаивания. Периодичность измерений 1 час.

Мониторинг льдистости сезонноталого слоя

Исследования проводятся с целью установления корреляции льдистости сезонноталого слоя с погодой летне-осеннего периода и весенне-летним стоком рек. Наблюдения проводятся прямыми определениями  ̶  опробованием мерзлого сезонноталого слоя, и геофизическими методами (мини ВЭЗ).

В качестве вспомогательного оборудования при отборе льда и мерзлого грунта СТС применяются: металлическая труба (пробоотборник) 110х2,8 см с заточкой по кругу с одного конца; деревянный шомпол 120х2 см; кувалда 6 кг на жесткой рукояти; слесарный молоток; разводной ключ. Шомпол и трубу необходимо разметить яркой краской через 5 см.

Разрез сезонноталого слоя

Опробования целесообразно проводить при устоявшейся весенней погоде с температурой воздуха +5 - (-5) °С (май - первая декада июня). Профиля опробования расположить в крест простирания склонов в пределах типичных ландшафтов, изучаемых водосборных площадей. Точки опробования разметить с интервалом 50-100 м в зависимости от изменчивости рельефа по профилю. Опробование планируется проводить весной 2018, 2019, 2020, 2021 года.

Опробование мерзлого сезонноталого слоя
Опробование мерзлого сезонноталого слоя

Каждая точка фиксируется вешкой и координатами по GPS навигатору. Пробоотборник устанавливается вертикально и забивается кувалдой на необходимую глубину (5-7 см). При этом труба фиксируется на половины длины разводным ключом и проворачивается во время ее забивки на 30° в обе стороны. После забора керна труба извлекается. Керн выдавливается шомполом или выбивается с помощью шомпола и молотка на чистую ткань или лист фанеры, измеряется линейкой и упаковывается в металлическую бюксу с плотной крышкой. Рекомендуемый интервал опробования 15-45 см.

Далее в лаборатории бюкса взвешивается, с открытой крышкой высушивается 2 часа в сушильном шкафу при температуре 105 °С. После остывания до комнатной температуры бюкса снова взвешивается. С учетом веса пустой бюксы (определяется до начала опробования) вычисляется разность веса, рассчитывается весовая льдистость пробы (суммарная влажность - Wtot):

            (M1-M2)

Wtot =                  *100%

            (M1-Mb)

, где М1 - начальный вес пробы, М2 - вес сухой пробы, Mb вес пустой бюксы.

И рассчитывается объемная льдистость пробы (Ii):

            M1-M2-Mb

     I=                      *100%

           ρ2pR²h

               1

  W=                     M1i-M2i-Mbi

           2pR² 

  n

å

  1

, где ρw - плотность воды, R - радиус и h - длина керна. Кроме этого целесообразно будет рассчитать количество воды в СТС по опробованному интервалу в литрах на 1 м² и мм слоя. Например для расчета слоя воды в мм (Wh) будет удобна формула:

, в которой параметры керна задаются в метрах, а вес проб в кг.

Методика оценки льдистости геофизическими методами описана в разделе "Геофизические исследования".

Геофизические исследования
 

Геофизические методы используются в качестве вспомогательных для решения гидрологических и гидрометрических задач. В том числе методы георадиолокации планируется применить для определения размеров подрусловых таликов и выбора места для организации гидрометрических створов, методы сопротивлений (вертикального электрического зондирования и электрического профилирования) будут использованы для определения льдистости сезонноталого слоя и подстилающих его мерзлых отложений.

Методы георадиолокации

Технология применения метода подповерхностного георадиолокационного зондирования для изучения глубинного строения русла и поймы малых рек была отработана нами при изучении рек Казачка, Колби, Быстрая в 2012-2014 годах. Эффективность метода обусловлена контрастностью для электромагнитного зондирования границ мерзлого, талого и водонасыщенного аллювия рек. Глубина подруслового талика реки Казачка  оцененная по результатам георадиолокации в 16 м подтверждена бурением, по результатам которого глубина талика определена в 15 м.